Гармонизацией данного голоса (мелодии или баса) называется присоединение к нему связной и логичной последовательности аккордов по вертикали. Гармонизацией в музыке называют процесс подбора созвучий для раскрашивания данной музыкальной темы. Все музыканты используют для этого один или несколько способов. Самый легкий из них – просто положиться на ощущения, интуицию. Другой способ «сознательный» - основывается на истолковании функционального значения звуков данного голоса. Воспользовавшись тем или другим способом важно найти для заданного голоса красивую и естественную гармоническую основу.
Допустим, вам дается задача в виде одноголосной мелодии и от вас требуется сочинить остальные три голоса так, чтобы созвучия ими образуемые, были правильно построены, следовали логично друг за другом и красиво звучали. С чего начинать?
Любую гармонизацию следует начинать с анализа: сначала нужно у становить тональность и уяснить состав главных гармонических комплексов ( T , S , D ) в этой тональности. Для создания наиболее точного представления о мелодии неплохо сыграть ее на фортепиано.
Далее следует определить форму и расставить цезуры: как правило, все мелодии для гармонизации в курсе гармонии имеют форму периода (квадратного 8, 16 тактов) или (неквадратного 9, 10, 11, 12 ит.д. тактов); состоящего из двух (реже одного или трех) предложений. В подобной форме первое предложение в большинстве случаев заканчивается «половинной каденцией», то есть, доминантой без разрешения. Она еще называется серединной, так как находится в середине построения.
Второе предложение заканчивается заключительной каденцией, поскольку завершает период. Обычно заключительная к аденция является «полной совершенной», то есть оканчивается тоникой на сильную долю времени в мелодическом положении примы, но встречаются и «несовершенные каденции», оканчивающиеся на тонике, но либо на слабой доле, либо на тоническом секстаккорде, либо заключительная тоника дана в мелодическом положении терции или квинты.
Теперь, анализируя каждый звук мелодии, выясняем, какой функцией его можно гармонизовать. При этом важно запомнить несколько простых правил: не следует повторять аккорды одной функции через тактовую черту, за исключением аккордов, находящихся на грани двух предложений, например:
первое предложение оканчивается доминантой и с неѐ же начинается второе предложение. Нежелательно следование субдоминантовой функции следом за доминантой; такие ходы нетипичны для классической гармонии, хотя в современной и, скажем, джазовой музыке не редкость. Очень важно помнить, что некоторые звуки предполагают сразу два или три варианта гармонизации.
То есть могут одновременно принадлежать сразу нескольким функциям. В этом случае лучше наметить сразу несколько аккордов, а потом разобраться, какой
же лучше подойдет. Обозначения аккордов следует подписать внизу, под предполагаемой линией баса.
Далее нужно уделить внимание скачкам, они наверняка имеются в мелодии: скачком в гармонии считается интервал шире терции. Сначала гармонизуем большие скачки по принципу: при восходящем скачке первый аккорд берется в тесном расположении, а второй в широком; при нисходящем соответственно наоборот. Но сменить расположение можно только на одинаковых функциях, в противном случае могут выручить секстаккорды.
Теперь можно приступить к созданию второго по значимости голоса четырехголосия – баса. Вначале вариант баса следует наметить лишь легкими штрихами, чтобы в процессе гармонизации его легко можно было заменить, если вдруг что - нибудь не заладится. Напомню, очень хорошо, если в бас будет двигаться всегда в противоположную мелодии сторону, являться «зеркальным отражением». И еще: при создании басового голоса нужно помнить, что аккорд звучит мягче, когда между слышимыми голосами (мелодией и басом) образуется консонанс (сексты или терции). Значит, если в мелодии находится основной или квинтовый тон аккорда, в басу лучше взять терцовый тон (секстаккорд). Если же в мелодии находится терцовый тон, то в басу нужно взять основной. Кроме этого нужно помнить, что бас во всех случаях может брать основной тон функции, но при этом нужно избегать параллельных квинт и октав в любой паре голосов. Ну а теперь можно завершить решение задачи, построив все намеченные аккорды. Для этого не стоит решать задачу слева направо, как при письме, лучше применить следующую технологию: сначала построить все аккорды, не предусматривающие двойного толкования, а затем слева и справа «приращивать» к ним все оставшиеся аккорды. При построении аккордов нужно все время проверять правильность удвоения звуков в аккордах, избегать перекрещивания в соседних голосах, скачков в средних голосах (альте и теноре) и ходов на увеличенные интервалы. После окончания работы, задачу нужно проверить на параллелизмы (внимательно проследить по горизонтали различные пары голосов, например: сопрано и тенор, альт и бас, сопрано и баси т.д.). Затем следует сыграть задачу на фортепиано, внимательно вслушиваясь и запоминая звучание каждого аккорда.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru