В доминантовых аккордах (D53, D6, D7, D56, D2) квинтовый тон может быть заменен на секстовый – на 3 ступень лада. Такая доминанта звучит ярче и более определенно в смысле ладового наклонения (т.к. 3 ступень как раз определяет мажор и минор).
Правила:
- квинта и секста не могут быть одновременно в одном аккорде;
- чаще всего секста стоит в верхнем голосе, реже в теноре или альте, никогда – в басу;
- секста обычно разрешается ходом либо на ступень вниз (в квинту), либо на терцию вниз (в первую ступень лада), реже идет на терцию вверх (в пятую ступень лада) или остается на месте.
- если в каденции встречается ход 3–1, скорее всего, он будет гармонизован аккордом D с секстой.
Аккорды с секстой используются на тех же правах, что и аналогичные аккорды с квинтой; они могут переходить друг в друга и обратно.
D53 с 6 фактически является секстаккордом III ступени; однако этот аккорд выступает всегда не как слабая III ступень, а как сильное D53, отсюда и другое название.