Правоотношения классифицируются по различным основаниям.
По отраслевой принадлежности различают гражданские, трудовые, административные, уголовные, и другие правоотношения.
По распределению прав и обязанностей между субъектами правоотношения бывают простые и сложные. Простые правоотношения – это такие, в рамках которых у одной стороны есть только права, а у другой – только обязанности. В сложных правоотношениях у обеих сторон есть и права и обязанности.
По количеству участников они делятся на двусторонние и многосторонние.
В зависимости от характера обязанностей все правоотношения делятся на активные и пассивные. Активными называют такие правоотношения, в рамках которых субъекты обязаны совершать какие-либо активные действия (например, сшить костюм). Пассивные правоотношения – это такие, в рамках которых субъекты обязаны воздержаться от каких-либо действий (например, не нарушать чужое право собственности).
По характеру правоотношения могут быть регулятивными или охранительными. Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных фактов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм.
|